Какие есть принципы ООП

Объектно-ориентированное программирование (ООП) основывается на четырех основных принципах, которые обеспечивают гибкость, масштабируемость и повторное использование кода. Эти принципы помогают создавать более чистый, понятный и надежный код.

1. Инкапсуляция

Сокрытие внутренних данных класса от внешнего мира и контроль доступа к этим данным с помощью методов класса. Это позволяет защитить данные от непреднамеренного изменения и создать четкий интерфейс взаимодействия с объектом.

Пример:

public class Account {
    private double balance; // Скрытие данных

    public void deposit(double amount) {
        if (amount > 0) {
            balance += amount;
        }
    }

    public double getBalance() {
        return balance;
    }
}

2. Наследование

Позволяет создать новый класс на основе существующего, перенимая его свойства и методы. Это облегчает повторное использование кода и упрощает создание иерархических классификаций.

Пример:

public class Vehicle {
    private String brand;

    public void honk() {
        System.out.println("Туут, туут!");
    }
}

public class Car extends Vehicle {
    private int numberOfSeats;

    public void display() {
        System.out.println("Марка: " + brand + ", Количество сидений: " + numberOfSeats);
    }
}

3. Полиморфизм

Позволяет объектам с одинаковым интерфейсом иметь различную реализацию. Это означает, что одно и то же имя метода может использоваться для разных типов действий.

Пример:

public class Animal {
    public void sound() {
        System.out.println("Животное издает звук");
    }
}

public class Pig extends Animal {
    public void sound() {
        System.out.println("Хрю");
    }
}

public class Dog extends Animal {
    public void sound() {
        System.out.println("Гав");
    }
}

4. Абстракция

Означает выделение ключевых, наиболее значимых характеристик объекта, исключая из рассмотрения несущественные. Это позволяет сосредоточиться на том, что объект делает, а не на том, как он это делает.

Пример:

public abstract class Shape {
    abstract void draw();
}

public class Circle extends Shape {
    void draw() {
        System.out.println("Рисуем круг");
    }
}

public class Square extends Shape {
    void draw() {
        System.out.println("Рисуем квадрат");
    }
}

Эти четыре принципа ООП помогают создавать системы, которые легче поддаются модификации, тестированию и поддержке.

Feb. 22, 2024, easyoffer

  • Инкапсуляция - сокрытие реализации.
  • Наследование - создание новой сущности на базе уже существующей.
  • Полиморфизм - возможность иметь разные формы для одной и той же сущности.
  • Абстракция - набор общих характеристик.
  • Посылка сообщений - форма связи, взаимодействия между сущностями.
  • Переиспользование - все что перечислено выше работает на повторное использование кода.

Это единственно верный порядок парадигм ООП, так как каждая последующая использует предыдущие.

Oct. 21, 2023, Источник